МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО
(КАЗНАЧЕЙСТВО РОССИИ)
ПРИКАЗ
25 января 2011 г |
|
№ 19 |
|
Москва |
|
Об утверждении Положения о внутреннем контроле и внутреннем
аудите в Федеральном казначействе
На основании положений статьи 270.1 Бюджетного кодекса Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,
№ 31, ст. 3823; 2010, № 40, ст. 4971)
и мероприятий, предусмотренных Планом реализации
в 2009 — 2011 годах Концепции развития системы внутреннего
контроля и аудита в Федеральном казначействе
в 2006 — 2011 годах, приказываю:
- Утвердить прилагаемое Положение о внутреннем контроле
и внутреннем аудите в Федеральном казначействе.
- Признать утратившими силу:
- Приказ Федерального казначейства от 14 февраля 2005 г. № 22
"Об утверждении Правил проведения проверок деятельности
территориальных органов Федерального казначейства" (в редакции Приказов
Федерального казначейства от 21.05.2009 № 118, от 31.07.2009
№ 168, от 25.03.2010 № 68);
- Приказ Федерального казначейства от 29 сентября 2005 г. № 176
"Об утверждении методических рекомендаций по оформлению
результатов проверок деятельности структурных подразделений центрального
аппарата Федерального казначейства и территориальных органов
Федерального казначейства" (в редакции Приказов Федерального
казначейства от 22.05.2008 № 128, от 11.11.2008
№ 308, от 21.05.2009 № 117, от 31.07.2009
№ 169, от 12.04.2010 № 90).
- Настоящий приказ вступает в силу с 1 июля 2011 года.
Руководитель |
|
Р.Е. Артюхин |
Утвержден
Приказом Федерального казначейства от 25.01.2011
№ 19
Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите
в Федеральном казначействе
I. Общие положения
1.1. Положение о внутреннем контроле и внутреннем аудите
в Федеральном казначействе (далее — Положение) разработано
в целях повышения эффективности системы управления в Федеральном
казначействе и основано на положении статьи 270.1 Бюджетного
кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации,
1998, № 31, ст. 3823; 2010, № 40, ст. 4971),
Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита
в Федеральном казначействе в 2006 — 2011 годах,
утвержденной решением Коллегии Федерального казначейства от 23.12.2005
№ 1/1 (с дополнениями и изменениями, утвержденными решением
Коллегии Федерального казначейства от 27.04.2009 № 16/1).
1.2. Положение определяет основные цели, принципы, требования
и структуру внутреннего контроля и внутреннего аудита
в органах Федерального казначейства.
1.3. В настоящем Положении применяются следующие общие понятия:
- органы Федерального казначейства — центральный аппарат
Федерального казначейства, Межрегиональное операционное управление
Федерального казначейства, управления Федерального казначейства
по субъектам Российской Федерации, отделения управлений Федерального
казначейства по субъектам Российской Федерации; (в ред. Приказа
Казначейства РФ от 17.06.2011 № 228)
- контрольно-аудиторские подразделения — Управление внутреннего
контроля (аудита) и оценки эффективности деятельности Федерального
казначейства, отдел внутреннего контроля и аудита Межрегионального
операционного управления Федерального казначейства, отделы внутреннего
контроля и аудита управлений Федерального казначейства по субъектам
Российской Федерации; (в ред. Приказа Казначейства РФ от 17.06.2011
№ 228)
- процессы и операции внутреннего контроля и внутреннего
аудита — действия, осуществляемые руководством, сотрудниками
и контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального
казначейства (в том числе с использованием программного обеспечения),
направленные на установление соответствия деятельности органов
Федерального казначейства требованиям нормативных правовых актов,
регламентирующих их деятельность и реагирование
на казначейские риски;
- казначейские риски — вероятность наступления событий, которые
могут негативно отразиться на процессах и операциях, осуществляемых
органами Федерального казначейства при реализации функций и полномочий
в установленной сфере деятельности.
II. Принципы внутреннего контроля и внутреннего аудита
2.1. Внутренний контроль и внутренний аудит основываются
на следующих принципах:
- принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми
субъектами внутреннего контроля и внутреннего аудита Федерального
казначейства норм и правил, установленных нормативными правовыми актами
Российской Федерации;
- принцип независимости — субъекты внутреннего контроля
и внутреннего аудита при выполнении своих функциональных обязанностей
независимы от объектов внутреннего контроля и внутреннего
аудита;
- принцип объективности — внутренний контроль и внутренний
аудит осуществляются с использованием фактических документальных данных
в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской
Федерации, путем применения методов, обеспечивающих получение полной
и достоверной информации;
- принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля
и внутреннего аудита за ненадлежащее выполнение контрольных функций
несет ответственность в соответствии с законодательством Российской
Федерации;
- принцип стандартизации — процессы и процедуры внутреннего
контроля и внутреннего аудита должны быть регламентированы;
- принцип гласности — открытость и доступность для общества
и средств массовой информации сведений о результатах контрольных
мероприятий, проведенных в рамках внутреннего контроля
и внутреннего аудита Федерального казначейства, в пределах
соблюдения государственной и служебной тайны;
- принцип системности — проведение контрольных мероприятий всех
сторон деятельности объекта внутреннего контроля (внутреннего аудита)
и его взаимосвязей в структуре управления.
III. Внутренний контроль
3.1. Внутренний контроль в Федеральном казначействе —
непрерывный процесс, осуществляемый руководством, сотрудниками
и контрольно-аудиторскими подразделениями органов Федерального
казначейства в рамках управления казначейскими рисками, направленный
на обеспечение соблюдения требований нормативных правовых актов
Российской Федерации и регламентов, повышение эффективности
и результативности осуществляемых операций, в разрезе финансового,
административного и технологического направлений деятельности.
Субъекты внутреннего контроля в Федеральном казначействе —
руководители, сотрудники, контрольно-аудиторские подразделения органов
Федерального казначейства, осуществляющие процессы и операции
внутреннего контроля в соответствии с возложенными на них
полномочиями.
Объекты внутреннего контроля — органы Федерального
казначейства, сотрудники органов Федерального казначейства, структурные
подразделения органов Федерального казначейства.
Предмет внутреннего контроля — процессы и операции,
осуществляемые органами Федерального казначейства в рамках закрепленных
за ними функций, а также формируемые ими документы.
3.2. Целью внутреннего контроля в органах Федерального казначейства
является установление соответствия деятельности объекта внутреннего контроля
положениям нормативных правовых актов и регламентов.
3.3. Задачами внутреннего контроля являются:
- установление соответствия проводимых финансовых операций в части
финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бюджетном
учете и отчетности требованиям нормативных правовых актов (финансовый
контроль);
- установление соответствия осуществляемых операций регламентам,
полномочиям сотрудников (административный контроль);
- соблюдение установленных технологических процессов и операций при
осуществлении функциональной деятельности (технологический
контроль).
3.4. Внутренний контроль в органах Федерального казначейства
осуществляется в форме предварительного, текущего и последующего
контроля.
Методами осуществления внутреннего контроля являются самоконтроль,
контроль по уровню подчиненности, а также проведение
контрольно-аудиторскими подразделениями проверок тематического
и комплексного характера.
3.5. Внутренний контроль осуществляется в соответствии
со стандартами, утверждаемыми Федеральным казначейством.
IV. Внутренний аудит
4.1. Внутренний аудит в Федеральном казначействе —
деятельность контрольно-аудиторских подразделений по представлению
независимой и объективной информации о состоянии деятельности
органов Федерального казначейства по осуществлению возложенных
на них функций и полномочий, в том числе надежности
функционирования системы внутреннего контроля.
Субъекты внутреннего аудита — контрольно-аудиторские
подразделения органов Федерального казначейства, осуществляющие процессы
и операции внутреннего аудита в соответствии с возложенными
на них полномочиями.
Объекты внутреннего аудита — органы Федерального казначейства
и их структурные подразделения.
Предмет внутреннего аудита — документы, формируемые
в результате деятельности органов Федерального казначейства
в рамках закрепленных за ними функций, подтверждающие соответствие,
результативность и эффективность их деятельности.
4.2. Целью внутреннего аудита является предоставление руководству
Федерального казначейства независимой и объективной информации
о деятельности органов Федерального казначейства при осуществлении ими
функций в установленной сфере деятельности.
4.3. Задачами внутреннего аудита являются:
- анализ и оценка проводимого внутреннего контроля исполнения органами
Федерального казначейства нормативных правовых актов Российской Федерации
и иных документов, регламентирующих осуществление ими функций
и полномочий в установленной сфере деятельности;
- оценка эффективности и результативности деятельности объектов
внутреннего аудита (в том числе по осуществлению внутреннего контроля)
по осуществлению функций в установленной сфере деятельности;
- оценка эффективности использования финансовых и нефинансовых
ресурсов, целесообразности проводимых процессов и операций объектами
внутреннего аудита.
4.4. По форме осуществления внутренний аудит носит последующий
характер.
4.5. Методом осуществления внутреннего аудита является проверка.
4.6. Внутренний аудит осуществляется в соответствии
со стандартами, утверждаемыми Федеральным казначейством.
V. Требовании к организации и проведению внутреннего контроля
и внутреннего аудита
5.1. Основными требованиями к организации и проведению
внутреннего контроля и внутреннего аудита являются:
- требование планирования — планирование внутреннего контроля
и внутреннего аудита предполагает разработку общей стратегии, сроков
проведения и объема контрольных мероприятий;
- б) требование эластичности — внутренний контроль
и внутренний аудит организуются таким образом, чтобы при необходимости
можно было обеспечить достижение вновь поставленных целей органов
Федерального казначейства;
- в) требование рациональности — внутренний контроль
и внутренний аудит организуются таким образом, чтобы исключить
осуществление излишних процессов и операций в ходе
их проведения;
- г) требование взаимодействия и координации — внутренний
контроль и внутренний аудит осуществляются на основе взаимодействия
субъекта и объекта внутреннего контроля и внутреннего аудита,
координации их усилий для решения поставленных задач;
- д) требование документированности — в процессе проведения
проверок все полученные сведения подлежат документированию (в том числе
в электронном виде) в установленным порядке;
- е) требование компетентности, добросовестности
и честности — субъекты внутреннего контроля
и внутреннего аудита должны обладать необходимыми знаниями,
добросовестно и честно выполнять возложенные обязанности;
- ж) требование ответственности — субъекты внутреннего контроля
и внутреннего аудита несут ответственность за достоверность
и качество проводимого контрольного мероприятия;
- з) требование периодичности — внутренний контроль
и внутренний аудит проводятся с установленной периодичностью;
- и) требование доказательности — выводы, полученные в ходе
внутреннего контроля и внутреннего аудита, должны быть обоснованы
и подтверждены.
VI. Структура внутреннего контроля и внутреннего ауднта
Организационная структура внутреннего контроля и внутреннего аудита
представляет собой совокупность субъектов внутреннего контроля
и внутреннего аудита и включает:
- сотрудников органов Федерального казначейства;
- начальников структурных подразделений органов Федерального
казначейства;
- контрольно-аудиторские подразделения соответствующих органов Федерального
казначейства;
- руководство органов Федерального казначейства.
6.2. Сотрудники органов Федерального казначейства осуществляют
самоконтроль в соответствии с должностными обязанностями,
установленными в их должностных регламентах.
6.3. Начальники структурных подразделений органов Федерального
казначейства в рамках должностных обязанностей организуют
и осуществляют внутренний контроль за процессами и операциями,
осуществляемыми сотрудниками возглавляемых ими структурных подразделений.
6.4. Контрольно-аудиторские подразделения органов Федерального
казначейства организуют и осуществляют внутренний контроль
и внутренний аудит за деятельностью органов Федерального
казначейства и их структурных подразделений.
6.5. Руководство соответствующих органов Федерального казначейства
организует и осуществляет общую координацию работы структурных
подразделений по организации и осуществлению внутреннего контроля
и внутреннего аудита в органах Федерального казначейства,
а также непосредственно контролирует вопросы внутреннего контроля
и внутреннего аудита.
VII. Заключительные положения
7.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся
по мере необходимости в установленном порядке.