Утверждена
решением Коллегии
Федерального казначейства
от 23.12.2005 № 1/1

Концепция
развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 - 2011 годах

(с изменениями, утвержденными решениями Коллегии Федерального казначейства от 27.04.2009 № 16/1, от 27.10.2010 № 21/2)

I. Введение

Реформирование бюджетного процесса и системы государственного управления в России является одним из важных условий ускорения социально-экономического развития страны.

Правительство Российской Федерации предпринимает определенные шаги для реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач по переходу от управления бюджетными затратами к управлению результатами, повышению эффективности государственного управления, строгому соблюдению государственными служащими законности, предоставлению ими качественных публичных услуг населению и обеспечению права граждан на объективную информацию.

В настоящее время в Российской Федерации ведется работа по регламентации механизмов, направленных на повышение эффективности управления и использования ресурсов органами исполнительной власти. Для реализации задач, поставленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, Федеральному казначейству предстоит, используя имеющийся отечественный и зарубежный опыт, совершенствовать систему управления своей деятельностью.

В системе управления контроль реализует собой механизм обратной связи между объектом и субъектом управления, с помощью контроля доводится объективная информация о состоянии объекта управления. Таким образом, для повышения эффективности системы управления в Федеральном казначействе необходимо совершенствовать существующую систему контроля.

В этой связи разработана настоящая Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 - 2011 годах (далее — Концепция).

Концепция закрепляет основополагающие цели и задачи системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе и определяет основные направления совершенствования в данной сфере деятельности.

Концепция основана на положениях законодательных, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормах международного права, признанных Российской Федерацией.

В Концепции учтены положения Лимской декларации руководящих принципов контроля (принята IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI), Базельского комитета по банковскому надзору (New Basel Capital Accord (Basel II), Международных профессиональных стандартов внутреннего аудита (The Institute of Internal Auditors. USA), рекомендации Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission (COSO) по организации внутреннего контроля, закона Сарбейнса-Оксли, ГОСТ Р ИСО 9000-2008 «Система менеджмента качества. Основные положения и словарь (Quality management system. Fundamentals and vocabulary)», технологии структурного анализа и проектирования (Structured Analysis and Design Technique), ГОСТ Р50.1.028-2001 «Методология функционального моделирования IDEF/0».

II. Понятие, цели и задачи системы внутреннего контроля и аудита, условия и сроки ее развития

В целях настоящей Концепции под системой внутреннего контроля и аудита понимается совокупность организационной структуры и правил ее функционирования при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка осуществления деятельности и состоянием системы внутреннего контроля.

Основные мероприятия по развитию системы внутреннего контроля и аудита должны быть реализованы в 2006 - 2011 годах.

III. Мероприятия по развитию системы внутреннего контроля и аудита

Развитие системы внутреннего контроля и аудита предусматривает реализацию мероприятий по 5 основным направлениям:
Внутренний контроль

В настоящее время органы исполнительной власти Российской Федерации активно осуществляют внедрение новейших технологий в области информационных и технологических процессов, управления качеством и общего управления. Эффективное функционирование этих технологий невозможно без осуществления внутреннего контроля.

Под внутренним контролем в целях настоящей Концепции понимается процесс, осуществляемый руководством и работниками Федерального казначейства, и направленный на соблюдение законодательных, нормативных правовых актов и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, качество составляемой отчетности.

Целью этого направления является обеспечение оперативного контроля за осуществлением функциональных и административно-управленческих процессов в Федеральном казначействе и его территориальных органах.

В рамках этого направления необходимо обеспечить постоянный контроль в структурных подразделениях центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органах за выполнением требований законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности.

Управление казначейскими рисками

Значительные изменения в подходах к управлению и использованию финансовых ресурсов в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности в сторону смещения акцента с последующего на предварительный и текущий контроль, свидетельствуют о необходимости внедрения системы регулярной оценки и мониторинга рисков, препятствующих достижению намеченных целей.

Под казначейским риском в настоящей Концепции понимается вероятность наступления событий, которые могут негативно отразиться на процессах, процедурах и операциях, проводимых Федеральным казначейством при осуществлении полномочий в установленной сфере деятельности.

Целью мероприятий этого направления является наиболее раннее выявление возможных нарушений, недостатков и неэффективного использования ресурсов при осуществлении Федеральным казначейством своей деятельности.

В рамках этого направления необходимо решить следующую задачу:

обеспечить ведение статистики выявленных нарушений законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности.

Внутренний аудит

Существующий порядок проведения контрольных мероприятий не позволяет контролировать качество, результативность и эффективность осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности. В этой связи необходимо внедрять в практику деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов осуществление внутреннего аудита.

Под внутренним аудитом в настоящей Концепции понимается объективная деятельность, направленная на обеспечение законности, предоставление рекомендаций по повышению эффективности и результативности деятельности Федерального казначейства, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчетности.

Совершенствование информационно-технического обеспечения системы внутреннего контроля и аудита

Для эффективного осуществления мероприятий в области регламентации деятельности, управления по результатам, управления казначейскими рисками, внутреннего контроля и аудита необходимо программное и техническое обеспечение, позволяющее увеличить мобильность и объективность, существенно уменьшить трудозатраты на осуществление мероприятий в рамках указанных направлений.

Целью мероприятий по данному направлению является автоматизация процессов и процедур по основным направлениям развития системы внутреннего контроля и аудита.

Обеспечение организации и развития системы внутреннего контроля и аудита

Успешность развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе во многом зависит от поддержки руководством целей и задач системы внутреннего контроля и аудита. Необходимым фактором успешного развития системы внутреннего контроля и аудита также является заинтересованность в ней работников центрального аппарата Федерального казначейства и его территориальных органов, призванных обеспечить ее внедрение.

Неподготовленность участников к существенной модернизации действующих принципов управления и осуществления контрольной деятельности может привести к замедлению процесса развития.

Целями мероприятий по данному направлению являются формирование необходимого информационного, кадрового, ресурсного и иного обеспечения развития системы внутреннего контроля и аудита, совершенствование механизмов распространения успешного опыта.

IV. Механизм развития системы внутреннего контроля и аудита.

Механизм развития системы внутреннего контроля и аудита должен осуществляться на основе реализации мероприятий исходя из утвержденных планов и проведения контроля за их исполнением.

Ответственным за организацию работ по реализации направлений, предусмотренных Концепцией развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 - 2008 годах, и выполнение части мероприятий является Управление внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства.

Финансирование мероприятий по развитию системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе осуществляется в пределах средств, предусмотренных в федеральном бюджете на содержание Федерального казначейства и иных средств, поступающих в установленном порядке.