Министерство финансов Российской Федерации

Федеральное казначейство

Приказ
от 17 декабря 2013 г. № 297

О порядке проведения правовой экспертизы документов,
поступающих в юридический отдел территориального органа
Федерального казначейства

Список изменяющих документов
(в ред. Приказов Казначейства России от 31.07.2015 № 190,
от 03.08.2016 № 302,
от 16.12.2016 № 474,
от 29.03.2017 № 64,
от 25.10.2017 № 284)

В целях совершенствования правовой работы в территориальных органах Федерального казначейства и повышения ее эффективности приказываю:

  1. Утвердить Порядок проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства.
  2. Руководителям территориальных органов Федерального казначейства обеспечить соблюдение сотрудниками юридических отделов территориальных органов Федерального казначейства Порядка проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства.
  3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника Юридического управления С.Н. Сауль.
  4. Настоящий Приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.
  5. Руководитель

    Р.Е. АРТЮХИН


    Утвержден
    приказом Федерального казначейства
    от 17 декабря 2013 г. № 297

    Порядок
    проведения правовой экспертизы документов, поступающих в юридический отдел территориального органа Федерального казначейства

    Список изменяющих документов
    (в ред. Приказов Казначейства России от 31.07.2015 № 190,
    от 03.08.2016 № 302,
    от 16.12.2016 № 474,
    от 29.03.2017 № 64,
    от 25.10.2017 № 284)

    I. Общие положения

    1. Настоящий Порядок разработан в целях совершенствования правовой работы в территориальном органе Федерального казначейства (далее — территориальный орган) и повышения ее эффективности при проведении правовой экспертизы проектов приказов, проектов государственных контрактов (договоров, соглашений), извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг <1>, проектов служебных контрактов (трудовых договоров), проектов должностных регламентов (должностных инструкций), проектов представлений, проектов предписаний, проектов предупреждений, проектов уведомлений о применении бюджетных мер принуждения, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, проектов определений по делам об административных правонарушениях, постановлений по делам об административных правонарушениях, представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (далее — проекты процессуальных документов), проектов писем, поступающих на визирование в юридический отдел, исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средства бюджетных (автономных) учреждений (далее — решение налогового органа), решений уполномоченных органов о предоставлении (прекращении) отсрочки, рассрочки по уплате налога, сбора, пени, штрафа, решений уполномоченных органов о временном (на период рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки) приостановлении уплаты суммы задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам (далее — решение уполномоченного органа), документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов, представленных для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), Дополнительных соглашений к нему (далее — документы для заключения Договора о предоставлении кредита), документов для заключения Генерального соглашения о покупке (продаже) ценных бумаг по договорам репо (далее — документы для заключения Генерального соглашения).
    2. (в ред. Приказов Казначейства России от 16.12.2016 № 474, от 29.03.2017 № 64, от 25.10.2017 № 284 )


      <1> Правовая экспертиза проектов государственных контрактов, извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг осуществляется юридическим отделом Управления Федерального казначейства по г. Москве.»

      (сноска введена Приказом Казначейства России от 25.10.2017 № 284)


    3. Под правовой экспертизой понимается проведение проверки проектов документов, указанных в пункте 1 настоящего Порядка (далее — проект документа), протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, проектов процессуальных документов, исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов, решений уполномоченных органов, документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, документов для заключения Генерального соглашения на соответствие законодательству и нормативным правовым актам Российской Федерации и требованиям настоящего Порядка.
    4. (в ред. Приказов Казначейства России от 03.08.2016 № 302, от 16.12.2016 № 474)

    5. Правовую экспертизу в территориальном органе проводят сотрудники юридического отдела территориального органа.
    6. При выявлении несоответствия проектов документов, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, проектов процессуальных документов, исполнительных документов, документов, подтверждающих исполнение судебного акта, документов, отменяющих, изменяющих, приостанавливающих или возобновляющих исполнение требований судебного акта, устанавливающих (прекращающих) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решений налоговых органов, решений уполномоченных органов, документов, подтверждающих исполнение решений налоговых органов, документов, признающих решения налоговых органов недействительными (незаконными), приостанавливающих (возобновляющих) исполнение решений налоговых органов, отменяющих решения налоговых органов, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации и иным требованиям настоящего Порядка, правовая экспертиза завершается составлением заключения о наличии замечаний к проекту документа, протоколу об административном правонарушении, постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, проекту процессуального документа, исполнительному документу, документу, подтверждающему исполнение судебного акта, документу, отменяющему, изменяющему, приостанавливающему или возобновляющему исполнение требований судебного акта, устанавливающему (прекращающему) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решению налогового органа, решению уполномоченного органа, документу, подтверждающему исполнение решения налогового органа, документу, признающему решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающему (возобновляющему) исполнение решения налогового органа, отменяющему решение налогового органа, документам для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения и возможных способах их устранения, которое подписывается начальником юридического отдела территориального органа либо в период его отсутствия лицом, исполняющим его обязанности.
    7. (в ред. Приказов Казначейства России от 03.08.2016 № 302, от 16.12.2016 № 474)

      4.1. Утратил силу. — Приказ Казначейства России от 29.03.2017 № 64.

    8. При отсутствии замечаний к проекту документа, протоколу об административном правонарушении, постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении, проекту процессуального документа, исполнительному документу, документу, подтверждающему исполнение судебного акта, документу, отменяющему, изменяющему, приостанавливающему или возобновляющему исполнение требований судебного акта, устанавливающему (прекращаемому) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решению налогового органа, решению уполномоченного органа, документу, подтверждающему исполнение решения налогового органа, документу, признающему решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающему (возобновляющему) исполнение решения налогового органа, отменяющему решение налогового органа, документам для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения, правовая экспертиза завершается составлением положительного заключения о соответствии проекта документа, протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, проекта процессуального документа, исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения законодательству или нормативным правовым актам Российской Федерации и (или) проставлением виз сотрудников юридического отдела, включая начальника юридического отдела территориального органа либо в период его отсутствия лица, исполняющего его обязанности.
    9. (в ред. Приказов Казначейства России от 03.08.2016 № 302, от 16.12.2016 № 474 )

      5.1. Информация о результатах проведенной правовой экспертизы проекта документа, протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, проекта процессуального документа, исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа, документов для заключения Договора о предоставлении кредита, Генерального соглашения отражается в прикладном программном обеспечении «Федеральное казначейство. Аналитический учет и ведение судебной работы» в срок не позднее 5 рабочих дней со дня завершения правовой экспертизы.

      (в ред. Приказов Казначейства России от 03.08.2016 № 302, от 16.12.2016 № 474 )

      II. Правовая экспертиза проектов приказов по основной деятельности, оперативным, организационным, административным вопросам

    10. При проведении правовой экспертизы проекта приказа по основной деятельности, оперативным, организационным, административным вопросам (далее — проект приказа) проверяется:
      • наличие правовых оснований для издания проекта приказа;
      • соответствие проекта приказа заявленным правовым основаниям;
      • соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;
      • отсутствие в проекте приказа положений, дублирующих положения действующих приказов территориального органа или противоречащих им;
      • возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате отмены приказа;
      • соблюдение правил юридической техники.
    11. Правовым основанием для издания проекта приказа является норма законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативного правового или правового акта Федерального казначейства, из которой следует полномочие (право) территориального органа на регулирование определенных отношений.
    12. Правовыми основаниями для издания проекта приказа могут также являться служебная необходимость, необходимость совершенствования работы территориального органа, необходимость реализации актов высшей юридической силы, вытекающие из общих положений законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации.
    13. Проверка на соответствие правовым основаниям предполагает анализ проекта приказа с точки зрения непротиворечия нормам соответствующего законодательного акта и (или) правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, нормативного правового или правового акта Федерального казначейства, корректности исполнения поручения (при его наличии), предусмотренного нормативным правовым или правовым актом Федерального казначейства, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов, а также оценку обоснованности служебной необходимости, необходимости совершенствования работы территориальных органов, необходимости реализации актов высшей юридической силы.
    14. С целью проведения проверки проекта приказа на соответствие законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации определяется область регулирования правоотношений и соответствующие законодательные и нормативные правовые акты в установленной сфере.
    15. Далее проводится проверка положений проекта приказа с точки зрения непротиворечия нормам соответствующего законодательного акта и (или) нормативного правового акта Российской Федерации, соблюдения установленной указанными актами терминологии, отсутствия в проекте приказа некорректного воспроизведения отдельных положений указанных актов.

    16. При проведении правовой экспертизы проекта приказа осуществляется проверка с целью выявления положений, которые дублируют положения действующих приказов территориального органа, а также положений, которые противоречат положениям действующих приказов территориального органа.
    17. При необходимости, с целью исключения коллизий, в проект приказа могут быть включены положения, признающие утратившими силу отдельные положения действующих приказов территориального органа.

    18. При проведении правовой экспертизы проекта приказа, признающего утратившими силу (отменяющего) другие приказы территориального органа, оценивается возможность возникновения пробелов в правовом регулировании в результате признания утратившим силу (отмены) приказа территориального органа.
    19. При проведении правовой экспертизы проектов приказов предметом оценки также является стилистическое оформление проекта приказа, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта приказа.
    20. III. Правовая экспертиза проектов приказов по персональным (кадровым) вопросам

    21. При проведении правовой экспертизы проекта приказа по персональным (кадровым) вопросам (далее — проект кадрового приказа) проверяется:
      • соответствие положений проекта кадрового приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам, правовым актам Федерального казначейства, правовым актам территориального органа;
      • соответствие имен, наименований должностей, названий структурных подразделений и дат информации, указанной в приложенных к проекту кадрового приказа документах-основаниях его издания (заявлении, служебной записке и т.д.);
      • соблюдение правил юридической техники.
    22. IV. Правовая экспертиза проектов государственных контрактов (договоров, соглашений)

    23. При проведении правовой экспертизы проекта государственного контракта (договора, соглашения) (далее — договор) проверяется:
    24. 15.1. наличие правового основания для заключения договора;

      15.2. наличие существенных условий (иных необходимых условий), к которым в зависимости от вида договора относятся:

      15.3. наличие у лиц, подписывающих договор, полномочий на его подписание;

      15.4. наличие у контрагента специальных разрешений (лицензий, сертификатов, свидетельств и т.п.) на выполнение вида деятельности, указанного в предмете договора (в случае заключения договора на выполнение того вида деятельности, на выполнение которого в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение);

      15.5. соответствие договора данным документов, прилагаемых к договору;

      15.6. соблюдение формы договора;

      15.7. соответствие договора типовым контрактам (договорам), утвержденным в соответствии с законодательными и (или) нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    25. Правовая оценка договора на предмет соответствия интересам территориального органа заключается в проверке отсутствия в договоре условий, ухудшающих положение территориального органа.
    26. Проверка договора на соответствие правилам оформления осуществляется на:
    27. 17.1. наличие следующих примерных разделов (пунктов), содержащих:

      17.2. соблюдение правил формальной логики при изложении содержания или построении структуры договора;

      17.3. использование в договоре терминов в едином значении и в соответствии со значением терминов, закрепленных в законодательстве или нормативных правовых актах Российской Федерации, а в случае отсутствия законодательно (нормативно) закрепленного термина — с общепринятым либо словарным значением;

      17.4. соблюдение правил русского языка при составлении договора;

      17.5. соблюдение последовательной нумерации разделов, пунктов договора, а также последовательной нумерации приложений (в случае, когда к договору имеется несколько приложений).

      V. Правовая экспертиза проектов извещений, документации об осуществлении закупок товаров, работ, услуг
      (в ред. Приказа Казначейства России от 25.10.2017 № 284)

    28. При проведении правовой экспертизы проектов извещения об осуществлении закупки товаров, работ, услуг (далее — извещение), документации об осуществлении закупки товаров, работ, услуг (далее — документация) проверяется соответствие извещения, документации требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе:
    29. (в ред. Приказа Казначейства России от 25.10.2017 № 284)

      18.1. соответствие выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям законодательства Российской Федерации и иным нормативным правовым актам о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

      18.2. наличие в извещении, документации необходимых информации и документов, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в зависимости от выбранного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

      18.3. отсутствие в извещении, документации требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки;

      18.4. отсутствие в извещении, документации требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом государственного контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом государственного контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

      18.5. наличие проекта государственного контракта.

    30. Проверка извещения, документации на соответствие правилам оформления осуществляется на:
    31. 19.1. использование в извещении, документации терминов в едином значении и в соответствии со значением терминов, закрепленных в законодательстве или нормативных правовых актах Российской Федерации, а в случае отсутствия законодательно (нормативно) закрепленного термина с общепринятым либо словарным значением;

      19.2. соответствие информации, содержащейся в извещении, в документации, в проекте государственного контракта друг другу;

      (в ред. Приказа Казначейства России от 31.07.2015 № 190)

      19.3. соблюдение правил русского языка при составлении извещения, документации;

      19.4. соблюдение последовательной нумерации разделов, пунктов извещения, документации, а также последовательной нумерации приложений (в случае, когда к извещению, документации имеется несколько приложений).

      VI. Правовая экспертиза проектов служебных контрактов (трудовых договоров)

    32. В случае направления на согласование проектов служебных контрактов (трудовых договоров) юридическим отделом территориального органа проводится правовая экспертиза проектов служебных контрактов (трудовых договоров) (далее — служебный контракт, трудовой договор).
    33. При проведении правовой экспертизы проектов служебных контрактов проверяется:
    34. 21.1. наличие следующих существенных условий:

      21.2. наличие иных условий, обязательных для включения в служебный контракт в соответствии с положениями, установленными законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации;

      21.3. соответствие формы служебного контракта примерной форме служебного контракта, установленной Президентом Российской Федерации;

      21.4. наличие полномочий сторон для заключения служебного контракта;

      21.5. соответствие проекта служебного контракта данным документов, прилагаемых к нему.

    35. При проведении правовой экспертизы проектов трудовых договоров проверяется:
    36. 22.1. наличие следующих условий:

      22.2. непротиворечие дополнительных условий, включенных в трудовой договор, обязательным условиям;

      22.3. отсутствие в трудовом договоре дополнительных условий, ухудшающих положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами;

      22.4. соответствие проекта трудового договора данным документов, прилагаемых к нему.

      VII. Правовая экспертиза проектов должностных регламентов (должностных инструкций) <2>
      (в ред. Приказа Казначейства России от 25.10.2017 № 284)


      <2> Проводится при необходимости.


      (в ред. Приказа Казначейства России от 25.10.2017 № 284)

    37. В случае направления на согласование проектов должностных регламентов (должностных инструкций) юридическим отделом территориального органа проводится правовая экспертиза проектов должностных регламентов (должностных инструкций) (далее — должностной регламент, должностная инструкция).
    38. При проведении правовой экспертизы проектов должностных регламентов проверяется:
    39. 24.1. наличие следующих обязательных положений:

      24.2. соответствие содержания положений должностного регламента законодательным и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации, правовым актам Федерального казначейства, положению о структурном подразделении территориального органа, служебному контракту;

      24.3. соответствие должностного регламента примерной форме должностного регламента, установленной для гражданских служащих органов Федерального казначейства.

    40. При проведении правовой экспертизы должностной инструкции проверяется соответствие содержания положений должностной инструкции законодательным и (или) нормативным правовым актам Российской Федерации, соответствующим тарифно-квалификационным справочникам работ и профессий, положению о структурном подразделении территориального органа, трудовому договору.
    41. VIII. Правовая экспертиза проектов писем, поступающих на согласование и визирование в Юридический отдел территориального органа

    42. При проведении правовой экспертизы проекты писем проверяются на:
      • достоверность и полноту изложения информации в проекте письма (с учетом положений документа, послужившего основанием для подготовки проекта письма и (или) поручения руководителя территориального органа);
      • соответствие изложенной информации законодательству Российской Федерации, нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе нормативным правовым и правовым актам Федерального казначейства, приказам территориального органа, разъяснениям Федерального казначейства.
    43. При проведении правовой экспертизы проектов писем предметом оценки также является стилистическое оформление проекта письма, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста проекта письма.
    44. IX. Правовая экспертиза исполнительного документа, документа, подтверждающего исполнение судебного акта, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, поступающего в юридический отдел территориального органа
      (в ред. Приказа Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

    45. При проведении правовой экспертизы проверяется наличие документов, необходимых для организации исполнения исполнительных документов в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
    46. Правовая экспертиза исполнительного документа, документа, отменяющего, изменяющего, приостанавливающего или возобновляющего исполнение требований судебного акта, устанавливающего (прекращающего) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, проводится в соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 № 99н «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений».
    47. (в ред. Приказа Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

    48. Исполнительный документ, документ, отменяющий, изменяющий, приостанавливающий или возобновляющий исполнение требований судебного акта, устанавливающий (прекращающий) отсрочку, рассрочку или отложение исполнения судебного акта, проверяется на соответствие требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
    49. Правовой экспертизе подлежат документы, подтверждающие исполнение судебного акта, направленные должником в ответ на уведомление о поступлении исполнительного документа в качестве доказательства исполнения судебного акта.

      Документ, подтверждающий исполнение судебного акта, проверяется на предмет подтверждения факта исполнения судебного акта, в том числе:

      30.1. документ составлен позднее даты принятия судебного акта;

      30.2. оплата по документу произведена должником (работником должника) по исполнительному документу;

      30.3. оплата произведена лицу, являющемуся взыскателем по исполнительному документу;

      30.4. сумма по документу покрывает полностью или в части сумму по судебному акту;

      30.5. назначение платежа в документе соответствует обязательству по судебному акту.

      (п. 30 в ред. Приказа Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

    X. Правовая экспертиза документов для открытия лицевого счета

    Исключен. — Приказ Казначейства России от 03.08.2016 № 302

    XI. Правовая экспертиза документов для включения в Сводный реестр

    Исключен. — Приказ Казначейства России от 31.07.2015 № 190

    XII. Правовая экспертиза документов для получения ЭП

    Исключен. — Приказ Казначейства России от 03.08.2016 № 302

    XIII. Правовая экспертиза документов для сайта ГМУ

    Исключен. — Приказ Казначейства России от 03.08.2016 № 302

    XIV. Правовая экспертиза документов, представленных для регистрации в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах

    Исключен. — Приказ Казначейства России от 03.08.2016 № 302

    XV. Правовая экспертиза документов, представленных для заключения Договора о предоставлении бюджетного кредита

    1. При проведении правовой экспертизы документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита, проверяется:
      • соответствие Обращения на заключение Договора о предоставлении кредита, Выписки из закона (решения) о бюджете, Карточки образцов подписей и оттиска печати формам и требованиям по их заполнению, утвержденным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
      • (в ред. Приказа Казначейства России от 31.07.2015 № 190)

      • наличие копий документов, подтверждающих полномочия на привлечение бюджетных кредитов и заключение Договора о предоставлении кредита;
      • наличие документов (копий документов), подтверждающих право подписи Обращения на заключение Договора о предоставлении кредита, Договора о предоставлении кредита, Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита и Дополнительных соглашений к Договору о предоставлении кредита;
      • заверение копий представленных документов на соответствие требованиям, установленным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита.
    2. При проверке наличия копий документов, подтверждающих полномочия на привлечение бюджетных кредитов и заключение Договора о предоставлении кредита, следует исходить из:
      • наличия в законе (решении) о бюджете соответствующего субъекта Российской Федерации (муниципального образования) права привлечения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов);
      • наличия в законодательном, ином правовом акте субъекта Российской Федерации (уставе, ином муниципальном акте) права уполномоченного органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования) на осуществление заимствования путем заключения Договора о предоставлении кредита.
    3. При правовой экспертизе Договора о предоставлении кредита проверяется:
      • соответствие формы Договора о предоставлении кредита форме, утвержденной нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
      • наличие права подписи Договора о предоставлении кредита на основании копий документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита.
    4. При правовой экспертизе Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита проверяется:
      • соответствие Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита, Выписки из закона (решения) о бюджете формам и требованиям по их заполнению, утвержденным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
      • (в ред. Приказа Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

      • наличие права подписи Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита на основании копий документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита;
      • соответствие срока представления Обращения на внесение изменений в Договор о предоставлении кредита требованиям, установленным нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита.
    5. При правовой экспертизе Дополнительных соглашений к Договору о предоставлении кредита проверяется:
      • соответствие формы Дополнительного соглашения к Договору о предоставлении кредита форме, утвержденной нормативным правовым актом, регулирующим порядок заключения Договора о предоставлении кредита;
      • наличие права подписи Дополнительного соглашения к Договору о предоставлении кредита на основании копий документов, представленных с Обращением на заключение Договора о предоставлении кредита.

      XVI. Правовая экспертиза документов, представленных для заключения Генерального соглашения
      (введено Приказом Казначейства России от 31.07.2015 № 190)

    6. При проведении правовой экспертизы документов, представленных с Обращением о намерении заключить Генеральное соглашение, проверяется:
      • соответствие Обращения о намерении заключить Генеральное соглашение форме и требованиям по его заполнению, утвержденным нормативным правовым актом, регулирующим порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо;
      • наличие копий лицензии Центрального банка Российской Федерации <3>, учредительных документов кредитной организации, документов, подтверждающих открытие счета в центральном депозитарии и расчетной организации;
      • (в ред. Приказа Казначейства России от 25.10.2017 № 284)


        <3> В соответствии с пунктом 3 Правил осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо и открытия счетов для осуществления таких операций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. № 777, с учетом положений статьи 6 Федерального закона от 1 мая 2017 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».


        (в ред. Приказа Казначейства России от 25.10.2017 № 284)

      • наличие копий документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера кредитной организации;
      • наличие доверенностей на подписание Обращения о намерении заключить Генеральное соглашение и Генерального соглашения, содержащих образцы подписи лиц, уполномоченных на подписание указанных документов;
      • наличие карточки с образцами подписей и оттиском печати;
      • заверение копий представленных документов и карточки с образцами подписей и оттиском печати на соответствие требованиям, установленным нормативным правовым актом, регулирующим порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо.
    7. При правовой экспертизе Генерального соглашения проверяется:
      • соответствие Генерального соглашения форме, утвержденной нормативным правовым актом, регулирующим порядок осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета в части покупки (продажи) ценных бумаг по договорам репо;
      • наличие права подписи Генерального соглашения на основании копий документов, представленных с Обращением о намерении заключить Генеральное соглашение.

      XVII. Правовая экспертиза решения налогового органа, решения уполномоченного органа, документа, подтверждающего исполнение решения налогового органа, документа, признающего решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающего (возобновляющего) исполнение решения налогового органа, отменяющего решение налогового органа
      (в ред. Приказа Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

    8. При проведении правовой экспертизы решения налогового органа, решения уполномоченного органа, решения вышестоящего налогового органа об отмене, приостановлении решения налогового органа осуществляется проверка их на соответствие требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актам Федеральной налоговой службы, иным нормативным правовым актам о налогах и сборах, в том числе проверяются:

      (в ред. Приказа Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

      47.1. сроки для принятия решения налогового органа, установленные действующим налоговым законодательством Российской Федерации;

      47.2. соответствие формы решения налогового органа форме, утвержденной нормативным правовым актом Федеральной налоговой службы;

      47.3. не превышение суммы по решению налогового органа пяти миллионов рублей.

    9. Судебный акт, признающий решение налогового органа недействительным (незаконным), приостанавливающий, возобновляющий исполнение решения налогового органа, отменяющий решение налогового органа, проверяется на соответствие требованиям, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
    10. (в ред. Приказа Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

    11. Документы, подтверждающие исполнение решения налогового органа, проверяются на предмет подтверждения факта уплаты налога, сбора, пени, штрафа, отраженных в решении налогового органа.
    12. Правовой экспертизе подлежат документы, подтверждающие исполнение решения налогового органа, направленные должником в ответ на уведомление о поступлении решения налогового органа в качестве доказательства исполнения решения налогового органа.

      (абзац введен Приказом Казначейства России от 03.08.2016 № 302)

      XVIII. Правовая экспертиза проектов документов, подготовленных в рамках контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере и в рамках проверок по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности»
      (раздел XVIII введен Приказом Казначейства России от 16.12.2016 № 474)

    13. Правовая экспертиза проекта приказа о назначении и проведении, продлении, приостановлении (возобновлении) контрольного мероприятия (проверки) осуществляется в соответствии с разделом II настоящего Порядка, в части юридической техники, а также с учетом особенностей, определенных настоящим разделом.
    14. При проведении правовой экспертизы проекта приказа о назначении и проведении контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере проверяется:
    15. 51.1. соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;

      51.2. наличие в проекте приказа сведений:

      51.3. соответствие и согласованность основных вопросов, подлежащих изучению в ходе контрольного мероприятия, с полномочиями территориального органа по контролю в финансово-бюджетной сфере, а также с темой и основанием его проведения.

    16. Правовая экспертиза проекта приказа о продлении, приостановлении (возобновлении) контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере проводится с учетом пункта 51 настоящего Порядка, в ходе которой также проверяется наличие правовых оснований для продления, приостановления (возобновления) контрольного мероприятия.
    17. При проведении правовой экспертизы проекта приказа о назначении и проведении проверки в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», проверяется:
    18. 53.1. соответствие положений проекта приказа законодательным и нормативным правовым актам Российской Федерации;

      53.2. наличие в проекте приказа сведений:

      53.3. соответствие и согласованность:

    19. Правовая экспертиза проекта приказа о продлении проверки в рамках внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», проводится с учетом пункта 53 настоящего Порядка, в ходе которой также проверяется наличие правовых оснований для продления проверки.
    20. Утратил силу. — Приказ Казначейства России от 29.03.2017 № 64.
    21. При проведении правовой экспертизы проектов представления, предписания, предупреждения проверяется:
      • соблюдение формы и требований к содержанию проектов представления, предписания, предупреждения, установленных законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации;
      • соблюдение сроков для направления представления, предписания, предупреждения;
      • соответствие проектов представления, предписания решению, принятому руководителем (заместителем руководителя) территориального органа относительно реализации результатов контрольного мероприятия в финансово-бюджетной сфере;
      • корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты при составлении проектов представления, предписания, предупреждения;
      • соблюдение полномочий территориального органа при подготовке проектов представления, предписания, предупреждения.
    22. При проведении правовой экспертизы проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения проверяется:
      • соблюдение формы и требований к содержанию проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения, установленных нормативными правовыми актами Федерального казначейства;
      • соответствие проекта уведомления о применении бюджетных мер принуждения решению, принятому руководителем (заместителем руководителя) территориального органа относительно реализации результатов контрольного мероприятия;
      • согласованность сведений, изложенных в акте проверки (ревизии) и проекте уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
      • наличие в проекте уведомления о применении бюджетных мер принуждения исчерпывающей информации относительно допущенных бюджетных нарушений;
      • наличие правовых оснований для направления уведомления о применении бюджетных мер принуждения;
      • наличие оснований для применения, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации, бюджетных мер принуждения, а также наличие сумм средств, использованных с нарушением;
      • корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, в том числе при квалификации бюджетных нарушений, изложенных в проекте уведомления о применении бюджетных мер принуждения.
    23. При проведении правовой экспертизы проектов документов, перечисленных в настоящем разделе, предметом оценки также является стилистическое оформление проектов данных документов, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста представленных на правовую экспертизу проектов документов.
    24. XIX. Правовая экспертиза протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, проектов процессуальных документов
      (раздел XIX введен Приказом Казначейства России от 16.12.2016 № 474)

    25. При проведении правовой экспертизы протокола об административном правонарушении, постановления о возбуждении дела об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении проверяются:
      • полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении (постановление о возбуждении дела об административном правонарушении);
      • наличие правовых оснований (поводов) для составления протокола об административном правонарушении (вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), в том числе по окончании административного расследования, по результатам анализа материалов дела;
      • сведения о надлежащем уведомлении лиц, которым необходимо явиться на составление протокола об административном правонарушении (вынесение постановления о возбуждении дела об административном правонарушении);
      • соответствие сведений, изложенных в описательной части протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) имеющимся материалам дела;
      • наличие в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) необходимой и исчерпывающей информации, позволяющей оценить обоснованность содержащихся в нем выводов и возбудить дело об административном правонарушении;
      • соблюдение формы и требований к содержанию протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении), установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
      • корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты и иные документы, необходимые в том числе при квалификации нарушений, изложенных в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении).
    26. При проведении правовой экспертизы проекта определения по делу об административном правонарушении проверяются:
      • полномочия лица, вынесшего определение по делу об административном правонарушении;
      • соблюдение формы и требований к содержанию проекта определения по делу об административном правонарушении, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
      • наличие правовых оснований для вынесения определения по делу об административном правонарушении, соответствующего стадии производства по делу об административном правонарушении в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
      • соблюдение формы и требований проекта определения по делу об административном правонарушении, соответствующих процессуальному действию в рамках производства по делу об административном правонарушении;
      • корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты и иные документы, изложенных в проекте определения по делу об административном правонарушении.
    27. При проведении правовой экспертизы проекта постановления по делу об административном правонарушении проверяется:
      • полномочия лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении;
      • сведения о надлежащем уведомлении лиц, которым необходимо явиться на рассмотрение дела об административном правонарушении;
      • наличие правовых оснований для вынесения постановления по делу об административном правонарушении по результатам анализа материалов дел и протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении);
      • наличие всех материалов дела об административном правонарушении, необходимых для всестороннего полного и объективного рассмотрения дела об административном правонарушении;
      • соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности;
      • соблюдение формы и требований к содержанию проекта постановления по делу об административном правонарушении, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
      • соответствие сведений, изложенных в описательной части проекта постановления по делу об административном правонарушении, имеющимся материалам дела;
      • наличие в проекте постановления по делу об административном правонарушении необходимой и исчерпывающей информации, позволяющей оценить обоснованность содержащихся в нем выводов и привлечь лицо, в отношении которого возбуждено дело, к административной ответственности, либо прекратить производство по делу об административном правонарушении в случаях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
      • корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты и иные документы, необходимые в том числе при квалификации нарушений, изложенных в проекте постановления об административном правонарушении.
    28. При проведении правовой экспертизы проекта представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, проверяется:
      • полномочия лица, вынесшего представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения;
      • наличие правовых оснований для вынесения представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
      • корректность ссылок на законодательные и нормативные правовые акты Российской Федерации, договоры, соглашения, государственные контракты и иные документы, изложенных в проекте представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
    29. При проведении правовой экспертизы протоколов об административных правонарушениях, постановлений о возбуждении дел об административных правонарушениях, проектов процессуальных документов предметом оценки также является их стилистическое оформление, заключающееся в непротиворечивом, оптимальном использовании языковых приемов и средств, обеспечивающих понятность и доступность для восприятия содержания текста представленных на правовую экспертизу документов.