ЖУРНАЛ «БЮДЖЕТ»   август • 2010

АС ФК: условия, аспекты и результаты внедрения

В 2010-2011 годах все территориальные органы Федерального казначейства должны будут внедрить Автоматизированную систему Федерального казначейства. Пилотное внедрение данной системы уже осуществлено в нескольких управлениях, в том числе в УФК по Ульяновской области

Дмитрий Николаевич ЧУГУНКОВ,
руководитель УФК по Ульяновской области

В

ыступая на расширенной коллегии Федерального казначейства, прошедшей в феврале 2010 года, заместитель министра финансов РФ Т.Г. Нестеренко сказала о том, что «сейчас пришло время высоких информационных технологий. Необходимо проводить изменения, модернизировать информационную систему Казначейства России». Процесс модернизации и развития казначейской системы в настоящее время становится одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной системы. Основные мероприятия по реализации целей модернизации казначейской системы РФ в рамках Проекта модернизации в последние годы были направлены на создание условий, обеспечивающих разработку, внедрение и эксплуатацию Автоматизированной системы Федерального казначейства (далее — АС ФК).

Новая автоматизированная система казначейства

Информационные технологии, автоматизация обработки финансовой информации, конечно же, в той или иной степени применялись в Федеральном казначействе практически с самого момента его создания. За прошедшие 17 лет интенсивно развивалось бюджетное законодательство, активно видоизменялись и множились функции, возложенные на Казначейство России. На несколько порядков возрос объем данных, ежедневно обрабатываемых органами Федерального казначейства. В этих условиях стала совершенно очевидна необходимость скорейшего перехода от автоматизации отдельных фрагментов в исполнении функций по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней к всеобъемлющему комплексному решению в области автоматизации этих функций. А также перехода от разрозненных массивов данных по исполнению бюджетов, аккумулирующихся в нескольких тысячах отделений Федерального казначейства, расположенных на всей территории нашей огромной страны в десятке часовых поясов, к единым базам данных, структурированным и унифицированным в соответствии с требованиями бюджетного законодательства, бюджетной классификации, единых федеральных реестров и справочников.

Таким комплексным всеобъемлющим решением в области автоматизации функций Федерального казначейства, создания единых баз данных и призвана стать АС ФК. Однако необходимо понимать, что программный комплекс, необходимое для его работы аппаратное и инженерное обеспечение, наличие надежных телекоммуникаций с необходимой пропускной способностью, решение вопросов обеспечения информационной безопасности, внедрение системы управления эксплуатацией АС ФК сами по себе еще не могут обеспечить достижения нового качественного уровня в исполнении функций Федерального казначейства. АС ФК, так же как и любой другой высокотехнологичный инструмент исполнения функций, требует точной унификации в технологии исполнения автоматизируемых функций, в качественной подготовке необходимых начальных и справочных данных, в обеспечении необходимой квалификации государственных служащих в вопросах работы с программным комплексом. В связи с этим, прежде чем приступить к внедрению АС ФК, Федеральное казначейство провело огромную подготовительную работу. В течение ряда лет в территориальных органах строились инженерные системы и ведомственная транспортная сеть, осуществлялись работы по подготовке помещений для размещения необходимого серверного оборудования, его поставка и наладка на площадях территориальных органов казначейства.

Другой важной составляющей подготовительной деятельности явилось создание системы технологических регламентов исполнения функций Федерального казначейства, закрепление ролей по технологическим регламентам за конкретными сотрудниками. Тем самым создалась возможность привести в соответствие должностные регламенты конкретных специалистов Федерального казначейства, вплоть до удаленных сельских отделений, тем опциям программы, которые им доступны при работе в АС ФК или «ЦентреКС», четко разграничить персональную ответственность каждого работника за исполнение тех или иных подфункций-ролей в вопросах кассового обслуживания исполнения бюджетов. Именно такое положение создает возможности для действительно эффективной автоматизации: исполнения конкретных ролей и автоматизированного контроля. Как известно, хаос, каких бы вопросов и функций он ни касался, не может быть автоматизирован. В то же время эффективная автоматизация создает возможности для значительного роста общей эффективности и оптимизации деятельности по исполнению возложенных функций.

Пилотные проекты

Для подготовки к внедрению АС ФК в постоянную эксплуатацию в органах казначейства России, отработки вопросов внедрения, оперативного тестирования программного продукта было решено провести пилотное внедрение в четырех управлениях Федерального казначейства: УФК по Самарской, Саратовской, Ульяновской и Владимирской областям.

В 2006-2008 годах в управлении Федерального казначейства по Ульяновской области и подведомственных отделениях строилась ведомственная транспортная сеть, создавались инженерные системы, внедрялись технологические регламенты. Представители управления принимали активное участие в тестировании создаваемого программного продукта. В течение 2009 года совместно с представителями компании Oracle проводилась большая работа по обучению специалистов управления и отделений, продолжалось тестирование дорабатываемой АС ФК, осуществлялся перенос данных из наследуемых систем и их выверка, формировались справочники, необходимые для работы АС ФК. Эта огромная работа шла параллельно с обычным исполнением обязанностей по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней. В связи с этим регулярно возникала необходимость в организации работы по подготовке к внедрению АС ФК как в вечернее время, так и в выходные дни.

При этом внесение любых изменений, исправление ошибок, допущенных по невнимательности, небрежности или просто от недостаточного знания нормативных документов работниками отделений после закрытия операционного дня возможно только с санкции начальника отдела бюджетного учета и отчетности по операциям бюджетов — главного бухгалтера управления. Таким образом, цена любых ошибок при введении данных в систему и операций с ними многократно возрастает. С другой стороны, такое положение позволяет значительно улучшить эффективность внутреннего контроля в вопросах кассового обслуживания исполнения бюджетов.

Справка «БЮДЖЕТА»

Работа коллектива Управления Федерального казначейства по Ульяновской области по внедрению АС ФК была отмечена руководителем Федерального Казначейства Р.Е. Артюхиным. 11 февраля 2010 года Артюхин вручил коллективу Почетную грамоту Федерального казначейства «за успешную организацию процесса внедрения Автоматизированной системы Федерального казначейства».

Справка «БЮДЖЕТА»

Дмитрий Николаевич ЧУГУНКОВ, руководитель Управления Федерального казначейства по Ульяновской области Родился в Ульяновске. С 13 декабря 1994 г. начальник отдела информации и программного обеспече ния Управления Федерального казначейства по Ульяновской области. С 9 февраля 1998 г. заместитель начальника Управления, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Ульяновской области. С июня 2005 г. по настоящее время руководитель Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Автоматизированная система Федерального казначейства может и должна стать ядром для создания государственной информационной системы. Потенциал системы, объем и актуальность хранящихся данных, информационная инфраструктура, созданная Федеральным казначейством, позволяют существенно увеличить масштаб использования АС и сделать ее действительно основой системы управления государственными финансами. Внедрение АС ФК дает возможность проведения оптимизации организационно-функциональной структуры органов Федерального казначейства и создает предпосылки для проведения масштабной работы по обеспечению оптимизации расходов по содержанию федеральных государственных органов в соответствии с решением расширенной коллегии Министерства финансов Российской Федерации и Минэкономразвития России от 14 мая 2010 года.

Резюмируя изложенное, можно привести слова, сказанные министром финансов РФ А.Л. Кудриным на коллегии Федерального казначейства в феврале 2010 года: «Казначейство России работает, используя самые современные методики и электронное обеспечение всех расчетов, включая электронно-цифровую подпись, электронный документооборот. И если кто-то захочет увидеть, где же в России этот современный сегмент информационных систем мировой экономики, то ему надо обратиться в казначейство, где он уже работает».

ЖУРНАЛ «БЮДЖЕТ»   август • 2010