Добрый день, уважаемые коллеги!
Всего за 2009 год проведено 20 документальных проверок деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской области (далее — отделения управления), из них 12 комплексных и 8 тематических проверок. По сравнению с 2008 годом количество комплексных проверок в отчетном году уменьшилось на 14%, а тематических проверок увеличилось на 37,5%.
В 2009 году комплексными проверками было охвачено 12 отделений управления (по г.Барышу и Барышскому району, по г.Ульяновску, по Засвияжскому и Железнодорожному районам г.Ульяновска, по Цильнинскому, Тереньгульскому, Сенгилеевскому, Инзенскому, Старомайнскому, Николаевскому, Карсунскому и Радищевскому районам).
С учетом плана проведения комплексных проверок отделений управления на 2010 год (13 отделений управления), периодичность проверок отделений управления составляет 1 раз в 2 года.
В ходе проверок установлено, что отделениями управления в целом, обеспечивается соблюдение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность территориальных органов Федерального казначейства, выполняются функции, предусмотренные положениями об отделениях управления, но, вместе с тем, были установлены отдельные нарушения и недостатки.
Наиболее часто встречающимися видами нарушений являлись следующие:
По результатам проведенных проверок во все отделения управления были направлены два обзорных письма с подробным анализом нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведенных проверок в разрезе районов.
В ряде проверенных отделений управления количество выявленных нарушений существенно сократились (отделения по г.Барышу и Барышскому району, по Николаевскому району). Однако, отделения по г.Ульяновску, Тереньгульскому и Карсунскому районам допустили большое количество нарушений.
В 2009 году по сравнению с 2008 годом существенно (в 2 раза) уменьшилось количество замечаний по ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности по исполнению федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.
Большое количество нарушений в 2009 году (25% от общего числа нарушений) было допущено по ведению бюджетного учета исполнения сметы доходов и расходов (бюджетной сметы). Наибольшее количество замечаний по этому направлению выявлено в отделениях по Засвияжскому району г.Ульяновска, по Цильнинскому и Тереньгульскому районам.
По сравнению с 2008 годом несущественно сократилось количество замечаний по вопросу правильности отнесения проводимых операций к соответствующим кодам КОСГУ и приема от клиентов неверно оформленных платежных документов. Не происходит заметного уменьшения подобных нарушений в районах по всем уровням обслуживаемых бюджетов.
По результатам проведенных в 2009 году комплексных проверок наложены два дисциплинарных взыскания: руководителю отделения по Тереньгульскому району Фатенкову А.М. объявлен выговор, а руководителю отделения по Сенгилеевскому району Попову А.Н. — замечание.
В отчетном периоде продолжилась хорошо зарекомендовавшая себя практика привлечения к участию в проведении комплексных проверок специалистов отделений управления. Руководителем управления был утвержден разработанный отделом внутреннего контроля График привлечения специалистов отделений управления к проверкам деятельности отделений управления на 2009 год. По результатам проведенных проверок можно сказать, что не все привлекаемые к проверкам работники отделений управления ответственно подходили к проводимым проверкам. Поэтому необходимо более тщательно готовиться к проверкам и проводить их на высоком профессиональном уровне.
Состав инспекторских групп при проведении комплексных проверок деятельности отделений управления приведен на диаграмме, где ОВК — сотрудники отдела внутреннего контроля, УФК — сотрудники отделов управления, ОФК — сотрудники отделений управления.
По результатам проведенных проверок в отделения управления направлялись заключения с оценкой деятельности отделения управления, перечнем выявленных нарушений и недостатков по всем направлениям деятельности и мерами, которые необходимо принять по их устранению. В соответствии с требованиями Технологических регламентов «Учет материалов проверок (ревизий), осуществляемых контрольными и надзорными органами в территориальных органах Федерального казначейства» и «Учет и анализ осуществления контрольных мероприятий» отделения управления представляли план мероприятий по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе проверки с указанием ответственных исполнителей и сроков проведения, а также информацию об устранении нарушений и недостатков.
Всего за 2009 год проведено 6 проверок деятельности структурных подразделений управления, из них 4 комплексных и 2 тематические проверки. По сравнению с 2008 годом количество комплексных проверок в отчетном году не изменилось, а количество тематических проверок на одну сократилось.
Проведены комплексные проверки в четырех отделах управления: отделе финансового обеспечения, отделе доходов, отделе кассового обслуживания исполнения бюджетов и отделе бюджетного учета и отчетности.
В ходе проверок установлено, что отделами управления в целом обеспечивается соблюдение законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих деятельность территориальных органов Федерального казначейства, выполняются функции, предусмотренные положениями об отделах. Вместе с тем, установлен ряд замечаний при проверке деятельности отдела финансового обеспечения, отдела кассового обслуживания исполнения бюджетов и отдела бюджетного учета и отчетности.
Проведены 1 тематическая проверка деятельности отдела доходов по вопросу обоснованного и своевременного исполнения платежных документов администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов на возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм и 1 тематическая проверка отдела финансового обеспечения и административного отдела по вопросу выполнения требований части 3 статьи 18 и пункта 5 части 2 статьи 55 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Нарушений не установлено.
Учет и анализ проведенных контрольных мероприятий в 2009 году осуществлялся в программном продукте «Внутренний контроль и аудит Федерального казначейства» («Audplan»).
Итоги всех проведенных проверок, а также поступающая в управление информация рассматривались на заседаниях Контрольного Совета управления.
В соответствии с утвержденным руководителем управления графиком, в 2009 году проведено 15 заседаний Контрольного Совета, в ходе которых рассматривались все выявленные нарушения, заслушивались руководители отделений управления о причинах их возникновения и мероприятиях по их устранению и по недопущению в дальнейшей работе, вносились предложения руководителю управления о наложении дисциплинарных взысканий на виновных должностных лиц.
На последнем заседании Контрольного Совета был рассмотрен вопрос об определении лучшего отделения управления по итогам проверок, проведенных в 2009 году. Такими были признаны отделение по г.Барышу и Барышскому району и отделение по Николаевскому району.
В соответствии с Соглашением о сотрудничестве и информационном взаимодействии Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области, заключенным 02.04.2007, и Протоколом о внесении изменений в названное Соглашение от 10.04.2009 № 1 в управление ежеквартально поступали Сведения о нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации, допущенных получателями средств федерального бюджета. Данная информация также рассматривалась на заседаниях Контрольного Совета управления.
Начальник отдела М.Е.Костюнин выступил на заседании Коллегии управления, проходившем 16 марта 2009 года, с докладом «О порядке формирования Показателей оценки результативности деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской области».
С 08 июня по 11 июня 2009 года заместитель руководителя управления, курирующий деятельность отдела внутреннего контроля, Г.М.Яшина и начальник отдела М.Е.Костюнин принимали участие в межрегиональном совещании органов Федерального казначейства по теме «Проведение внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства», проходившем в г.Красноярске.
На всех семинарах-совещаниях присутствовали представители управления, которые ответили на вопросы специалистов отделений управления.
В 2009 году продолжилась практика привлечения специалистов Управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации к участию в проверках, проводимых Центральным аппаратом Федерального казначейства.
От нашего управления в 2009 году в таких проверках принимали участие 6 специалистов (что на 3 человека меньше, чем в 2008 году): в январе — Веденеева О.А. в УФК по Рязанской области (кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта и местных бюджетов); в феврале — Трифанов А.В. в УФК по Тюменской области (ведение бюджетного учета и предоставление бюджетной отчетности), Горохова Е.А. и Табачинская М.Н. в УФК по Нижегородской области (по обеспечению исполнения расходной части федерального бюджета и кадровая работа); в марте — Сотникова Н.Н. в УФК по г.Москве (по обеспечению проведения и учета операций по кассовым поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации); в апреле — Костюнин М.Е. в УФК по Курской области (осуществление внутреннего контроля).
Отделом внутреннего контроля проводилась работа по взаимодействию управления с надзорными, правоохранительными органами и органами финансового контроля.
В период с 26 января по 06 февраля 2009 года Счетной палатой Российской Федерации проведен аудит эффективности и целесообразности использования государственных средств на проекты создания и развития информационных технологий Федерального казначейства в управлении за 2005 — 2008 гг. Нарушений не установлено.
В 2009 году Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ульяновской области проверки финансово-хозяйственной деятельности органов Федерального казначейства не проводились.
Осознавая необходимость и важность укрепления взаимодействия в предупреждении, пресечении и выявлении правонарушений, связанных с незаконным использованием государственной собственности области и средств областного бюджета, выделяемых на охрану окружающей среды и природопользование, между Счетной палатой Ульяновской области и Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области в марте 2009 года заключено Соглашение об основах взаимодействия.
В целях предупреждения и пресечения нарушений в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд в июне 2009 года было заключено Соглашение по информационному взаимодействию между Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области и Управлением Федерального казначейства по Ульяновской области.
В соответствии с Регламентом Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, Положением об отделе внутреннего контроля, отделом, во взаимодействии с административным, юридическим отделами и отделом ведения федеральных реестров управления, организовывалась и проводилась работа с поступившими обращениями граждан и организаций, содержащих жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Федеральном казначействе, Регламента УФК по Ульяновской области.
В установленные законодательством сроки все обращения и жалобы рассматривались ответственными лицами управления и своевременно давались заявителям ответы и разъяснения в установленном порядке.
В 2009 году поступило 1 письменное обращение, в котором не был указан почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
Управлением была организована и проведена проверка доводов, изложенных в нём.
В ходе проверки было установлено, что сведения, содержащиеся в обращении о неправомерных действиях руководителя отделения, не подтвердились, оснований для применения мер воздействия к нему не имеется.
В соответствии с требованиями, установленными статьёй 11 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», ответ на такое обращение не давался.
Вся информация по данному вопросу, а также, о проведенных проверках, семинарах-совещаниях, заседаниях Контрольного Совета и другая информация о деятельности отдела является общедоступной и обновляется на Интернет сайте управления в установленные сроки.
В соответствии с приказом Федерального казначейства от 31.12.2008 № 358 «Об утверждении показателей оценки результативности деятельности Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации», в срок до 01 февраля 2009 года разработан проект Порядка формирования показателей оценки результативности деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, который был утвержден приказом управления от 29.01.2009 № 22 «Об утверждении Порядка формирования показателей оценки результативности деятельности отделений Управления Федерального казначейства по Ульяновской области».
В соответствии с Порядком формирования показателей оценки результативности деятельности Управления Федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, утвержденным и.о. руководителя Федерального казначейства С.Е.Прокофьевым 20.08.2009, в целях осуществления мониторинга деятельности отделений отделом внутреннего контроля были подготовлены в новой редакции проекты Показателей оценки результативности деятельности отделения (далее — Показатели) и Порядка формирования показателей оценки результативности деятельности отделения (далее — Порядок), которые были утверждены приказом управления от 22.10.2009 № 201 «Об утверждении Показателей оценки результативности деятельности отделения Управления Федерального казначейства по Ульяновской области и Порядка формирования показателей оценки результативности деятельности отделения Управления Федерального казначейства по Ульяновской области».
Показатели характеризуют результативность функциональной деятельности отделений управления в целях самоконтроля исполнения возложенных на них функций.
Порядок определяет методику формирования и процедуры расчета Показателей. Руководителями отделений управления осуществляется мониторинг индексов результативности для принятия дальнейших управленческих решений.
В стадии утверждения в Федеральном казначействе находится Порядок организации системы внутреннего контроля в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства (далее — Порядок) в условиях внедрения ППО «АСФК».
Данным документом устанавливаются основные принципы и порядок организации внутреннего контроля в Федеральном казначействе и территориальных органах Федерального казначейства, что позволит обеспечить эффективное выполнение задач и функций центрального аппарата Федерального казначейства и территориальных органов Федерального казначейства, определенных соответствующими положениями.
Порядок организации системы внутреннего контроля закрепляет функции структурных подразделений Федерального казначейства, Управления и отделений в системе внутреннего контроля и устанавливают процедуры внутреннего контроля при осуществлении деятельности на стадиях предотвращения, выявления и коррекции ошибок и/или нарушений.
В Порядке приведены типовые процедуры внутреннего контроля, которые должны выполняться в функциональных подразделениях. Следует иметь в виду, что в условиях ППО «АСФК» основные процедуры внутреннего контроля встроены в производственные процессы и выполняются в автоматическом режиме. Поэтому задачей использования типовых процедур является контроль за исполнением работниками Федерального казначейства основных производственных функций, а также отслеживание своевременности и полноты выполнения контрольных процедур автоматизированной системой и анализ протоколов, сформированных в ППО «АСФК» по результатам выполнения контрольных процедур.
В связи с этим, основной задачей для отдела является совершенствование профессионального уровня сотрудников, более детальное изучение нормативных документов, улучшение методической базы и, как следствие, повышение качества проводимых контрольных мероприятий.
Для этого проводится постоянная экономическая учеба с сотрудниками отдела, обучение сотрудников отдела у специалистов других структурных подразделений управления по направлениям деятельности отделов. Специалисты отдела принимают участие в семинарах, технической учебе, проводимой другими отделами со специалистами отделений управления.
В 2009 году 4 сотрудника отдела прошли краткосрочные курсы повышения квалификации при Институте экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета по программе «Бюджетная система, бюджетный процесс, участники бюджетного процесса».
Один сотрудник отдела был награжден Почетной грамотой управления.
Спасибо за внимание.